Серия X всегда была ориентирована на особый класс игроков. Тех, кто мечтал о полётах в свободном космосе ещё в 80-е годы, и играл в Elite.
И тех, кто пришёл к потребности в этом только сейчас, во времена мощных
компьютеров и реалистичной графики. Игроков, которых не устраивала
прямолинейность большинства космосимов, и для кого Freelancer оказался жалкой попыткой изобразить ту степень свободы, которой там на самом деле не было.
Во вселенной Х
свободы больше, чем вы можете использовать. Можете купить лёгкий
истребитель и отправиться на поиски неприятностей. Не устраивает один
корабль? Приобретите или захватите целый флот, и пусть вас помнят и
боятся все пираты в округе. А можно самому стать пиратом. Надоело
драться в одиночку - выполняйте миссии для какой-нибудь расы. Или
начните торговать. Организуйте свою личную звёздную корпорацию.
Постройте завод, в конце концов. Да что там завод - целую фабрику по
переработке солнечного света и руды в космические корабли.
И вот
эта-то вседозволенность и отпугивает многих. Вы можете всё, и
отсутствие привычных индикаторов "пойди туда", "сделай это", "убей тех"
поначалу оставляет в состоянии шока. Примерно так же, как раньше
вводили в замешательство Daggerfall и Morrowind.
Вместо того, чтобы тянуть упрямого игрока за уши, основной сюжет
демонстрирует примерную карту местности, цели, и со словами "ну, я
пошёл", исчезает. Приходится вертеться, чтобы понять хоть что-то.
Истребление пиратов в новом пространстве.
В X3: Reunion
дело обстояло именно так. Нас пинком вышвыривали в открытый космос -
скажите спасибо, что в корабле, а не просто через шлюз - и заставляли
думать. К примеру, о том, как выполнить сюжетное задание по истреблению
кучи врагов, имея при себе лишь полудохлый кораблик со слабым оружием.
Постепенно, путём методичного размазывания себя по космосу, приходило
правильное решение: сначала добыть себе что-то получше, потом уже
двигаться по сюжету.
А вот в Terran Conflict
всё обстоит несколько по-другому. Разработчики не решились применять
ньютоновскую физику в игре, вместо этого спроецировав её принципы на
логику построения сюжета. Лучше слегка подтолкнуть игрока в начале, чем
отпускать в свободное плавание, а уж потом "разгонять". На ранней
стадии игры сюжет контролирует практически всё, хотя сбросить его оковы
по-прежнему легко. Потом куда-то плавно пропадает. А начинается
таймлайн ровно там, где закончился таковой в Reunion.
На встрече с землянами. Вы ведь не думали, что всё завершится всеобщим
братанием и примирением? Несколько разношерстных рас, неспособных
толком наладить отношения между собой, повстречались с жителями Земли,
которые тоже никогда не отличались избытком вежливости. Отсюда и
"конфликт". Впрочем, до серьёзной потасовки дело так и не дойдёт. В
конце концов, земляне - это не Хааки с их абсолютно чуждым разумом.
Улучшения, между тем, не ограничиваются простым движением вперёд по хронологии. Вместо полутора сценариев из X3:R
(основная история и миссии Бала Ги) игрокам предложат на выбор аж пять
кампаний. Основная, то есть наиболее комфортная для первого
прохождения, - за Объединённое Земное Командование, военный флот. Но
вокруг Земли крутится далеко не весь сюжет, несмотря на говорящее
название дополнения. В игру попали все сектора из оригинала, хотя
некоторые претерпели кое-какие изменения. А в списке новых, помимо
Солнечной системы, присутствует ещё несколько интересных мест.
Если
оставить в стороне сюжетные интриги, останется ещё немало важных
нововведений. Между прочим, значительная часть из них была
позаимствована разработчиками у создателей модов к X3:R, в частности - Xtended. По сути, Egosoft
просто наняла значительную часть людей, работавших над этим апдейтом.
Так что теперь, к примеру, на некоторых кораблях разрешено разместить
абордажную команду, с помощью которой можно захватить даже авианосец.
Правда, десантники в процессе штурма бывают не слишком аккуратны, так
что захваченного гиганта потом придётся долго и обстоятельно чинить. За
большие деньги или вручную, с помощью ремонтного лазера. Это тоже
новинка - лазер приделан к вашему скафандру: если корабль серьёзно
потрёпан в последнем бою, а денег на ремонт нет, можно выйти в открытый
космос и собственноручно подлатать корыто. Медленно, зато надёжно. А по
крейсеру или авианосцу таким образом можно ползать не один час. Да,
кстати, кораблей и оружия стало больше. Намного больше. Точных цифр
нет, но это много десятков наименований. Есть что поизучать на досуге.
Оживлённо, как на гонконгском рынке.
А
в это время ваши соперники спать не будут. И речь не столько о боевых
действиях, сколько о финансовой части вселенной. В обновлённой
галактике расплодились "самостоятельные" корпорации, способные не
только навредить по мелочи, но и полностью блокировать торговые
операции игрока на ранней стадии. Борьба с нерасторопными вольными
торговцами осталась в прошлом, теперь попробуйте справиться с этими
экономическими гигантами. А можно с ними не воевать, вместо этого
выполняя их миссии и получая ощутимые награды.
Об экономике во вселенной Х3
можно говорить долго, а ещё больше времени нужно потратить на её полное
исследование, потому конкретные выводы об изменениях в оной стоит
делать игрокам самостоятельно. В целом же, новая экономическая модель
смотрится ещё интереснее старой, хотя действительно серьёзных поправок
в неё не вносилось. Всё так же вы можете построить своими силами целую
финансовую империю, только возможностей для этого стало ещё больше.
Благодаря
системе Uplink вы сможете поделиться списком своих достижений с другими
игроками, а значит престиж в игре - далеко не пустое слово.
Соревноваться с реальными людьми куда как интереснее, чем с
компьютером, пусть это соревнование и не выйдет за рамки сопоставления
итоговых цифр.
Неприятный момент: X известна славной
традицией "доводиться до ума" после выхода с помощью патчей. Сейчас,
несмотря на все усилия разработчиков, в игре достаточно неприятных,
хоть и небольших, багов. В основном они связаны с сюжетными скриптами,
но встречаются разные. Нет ничего такого, что сделало бы сюжет
непроходимым, но некоторой доли удовольствия это всё лишает.
Напоследок,
несколько слов об управлении и интерфейсе. Многие поклонники серии
оценили изменения в нём как неудачные, но это, скорее всего, вызвано
привычкой к старому варианту. Новичкам же должно понравиться.
Управление в игре всегда страдало от некоторой упрощённости, но, в
конце концов, неаркадный космический симулятор пока что - всего лишь
фикция.
Лампочка в космосе? Это нас оповещают о наличии заданий на базе.
***
X3: Terran Conflict
- не та игра, которую стоит пропустить, если вас чем-то привлекают
слова "свободный космос". Это редкая возможность отправиться в мир,
который чуть ли не более живой, чем мир вокруг нас. Подобные симуляторы
"нереальной реальности" редки, и серия X является одним из лучших, если не лучшим, образцом.
Несколько часов игры в X3
заставляют вспомнить давнее детское желание стать космонавтом.
Наверное, не такое уж плохое, если сравнивать его, например, с мечтой
быть успешным бизнесменом. А лучше всего - то и другое одновременно.
Грузим полный трюм кремниевых пластин, и вперёд, к звёздам. Главное, не
столкнитесь с Телади.
Плюсы: улучшенная графика; новые корабли, новые территории и возможности. Минусы: сюжетная дезориентация; баги.