Три года разработки. И вот, наконец, зубры советского игростроения, ребята из киевской компании Action Forms доделали его... «Анабиоз: Сон Разума».
Это - не простой шутер. Он резко выделяется на фоне других жанровых
проектов. И описать его обычными словами - довольно трудное дело. Его
нужно прочувствовать, пережить... Старый моряк стоит у руля... 1968 год. Полярник Александр Нестеров, главный герой, получает
радиограмму с приказом прибыть в указанное место в назначенное время,
где ему предстоит подняться на борт атомного ледокола «Северный Ветер».
Стоит заметить, создавался он по реальным чертежам, и соответствует
судну типа «Арктика».
Тайна корабля сокрыта не в металлических конструкциях, каютах и
переборках, а в глубинах подсознания погибшего капитана и экипажа
«Северного Ветра». Мистика в чистом виде. Размеры этой морозилки впечатляют. | |
«Анабиоз» бессовестно копирует идеи красивой, но совершенно пустой Cold Fear, словно по учебнику цитируя ключевые фрагменты: красивую графику, замкнутое пространство, судно, мутантов-зомби. И если в Cold Fear сюжет и атмосфера явно сдавали позиции, то «Сон разума» здесь как раз не уступает, походя на Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth со своей мифологической базой Говарда Лавкрафта.
Мертвые имеют свойство оживать. Жаль, нет осинового колышка. | |
Плач природы, смех Сатаны...
Действительно, «Анабиоз»
- это парапсихологический триллер, в котором есть место библейским
проповедям, Корану и многочисленным философским трактатам...
Немаловажную роль в завязке играют труды Максима Горького.
Подача сюжета проходит как возвращение в прошлое, где перед главным
героем разворачивается драматическая история ледокола: последние дни
экипажа, гибель капитана... Вдобавок, это всё оформлено в виде
уникальной способности героя - «ментальное эхо». Да уж, подобным
набором похвастаться может далеко не каждый шутер. Мороз и солнце! | |
Местами «ментальное эхо» подается как кино, где Нестеров выполняет
роль статиста, но чаще приходится действовать и решать определенные
задачи - логические или проблемы морального выбора. В начале вам
покажут моряка, доблестно задраивающего люк. Вернувшись в настоящее,
этот же моряк, но уже в виде монстра нападет на вас. Примерзшая дверь,
а рядом труп? «Ментальное эхо» даст возможность вселиться в тело
погибшего и успеть отпереть дверь. А, вернувшись в свое туловище,
Александр найдет дверь открытой. Отличный ход, на котором фактически
базируется вся игра - от простых головоломок до сложных взаимоотношений
экипажа ледокола... Мы часто становимся свидетелями сюрреализма. | |
Мертвые рыбы в иссохшей реке... Жаль, но авторы не смогли удержаться и скатились к банальностям.
Появление на атомном (!) ледоколе в Арктике заключенных (!)... Логики
здесь не ищите. Объяснения, конечно, даются, но выглядят откровенным
бредом. Противный червячок подтачивает сюжет и портит атмосферу.
Вспоминается Penumbra: Overture,
где бюджет вынудил разработчиков запереть игрока в шахте наедине всего
с одним видом врага - собаками. Воистину отсутствие денег может идти в
плюс. Старший матрос. Просим любить и жаловать! | |
Ведь стоит появиться монстрам, как «Анабиоз»
скоренько превращается в шутер «средней руки»: медлительность персонажа
раздражает, боевая система уступает своим коллегам по цеху (не мечтайте
о Condemned). Концепция трещит по швам, а из щелей виднеется обшивка престарелого «Вивисектора»: похожие задачи, линейность, коридорность. Согласитесь, в плюсы это сходство отнести никак нельзя.
Флэшбек. | |
Звуки, призванные создать атмосферу «мёртвого» ледокола, работают
исправно на игрока. Разработчики не стали по-детски пугать из-за угла,
а решили давить и ещё раз давить на психику, держать в постоянном
напряжении. Главгерой замерзает - быстрее к теплу. Ведь жар - единственный
жизненный ресурс. Гейм-дизайнеры приравняли шкалу здоровья и шкалу
температуры тела. И, увы, игра из-за этого отчасти превратилась в
погоню за жизнью, от пункта А до пункта Б. Герой флешбека уже как монстр напал на вас. | |
Но бывает и так... Не открывается чертова дверь! Где же рычаг? Вот
он, но стоит сорвать пломбы, как пронзительный скрежет разорвёт
холодный воздух, и шорох шагов послышится со всех сторон... Экран
покроется узорами, как стекло на морозе, силы покинут нас, бежать в
такой ситуации попросту невозможно... Порог чувствительности у каждого
свой, но в целом игра справляется со своей задачей на отлично. Игрок
находится в постоянном напряжении на протяжении всех заявленных восьми
часов геймплея. Источник тепла сродни аптечке. | |
Отличное художественное исполнение дополняет атмосферу: текстуры
добротного качества, современные графические эффекты (видимо, они и
являются причиной столь диких тормозов), выдержанный цветовой фон.
Казусы случаются - не разбиваемая ударом сосулька легко тает, стоит
поднять температуру в помещении, а предметы от света фонарика не
отбрасывают тени. Проявляется вампирская сущность? Темно, фонарик... DOOM 3? Анабиоз! | |
***
«Анабиоз: Сон Разума» (или Cryostasis: Sleep of Reason на западный манер) - серьезный шаг вперед для всей советской игроиндустрии и для Action Forms в частности. Атмосферный шутер, современный в графическом плане, с оригинальным подходом подачи сюжета. Это уже не тот вялый «Вивисектор» образца 2006 года.
В недоумении встречает игрок финальные титры, и ясность не вносят
три различные концовки. В недоумении, но без желания повторного
прохождения. «Уснуть разумом» однозначно стоит, может даже переиграть
некоторые эпизоды. Но проходить одно и то же несколько раз - это уж
вряд ли...
|